Кинокарьера Андреевского спуска

 

Андреевский спуск, видимо, одна из самых колоритных киевских улочек. Выхваляясь на вершине Андреевской церковью, он говорят, приманивал к себе всякую нечисть. По крайней мере век тогда был XIX, так что городские легенды не были чем-то необычным, и над улицей устраивали свои шабаши лисогорские ведьмы, а в Замке Ричарда, историческом Андреевском здании, завивали злые духи. Правда, злые духи оказались впоследствии злой шуткой, яичной скорлупой, в которой насвердлилы дырочек, и которая выдавала протяженные стоны от каждого дуновения ветра. В представление тогдашних жителей Андреевский спуск был чем-то крайне незаурядным. Собственно, манил он к себе не только всякую дрянь, пишет kyiv-trend.in.ua.

Спуск Литературный — предок спуска киношного

Николай Гоголь вместе с Михаилом Максимовичем, первым ректором Киевского университета, любили любоваться Подолом с площадки Андреевской церкви. Иван Нечуй-Левицкий при создании своей легендарной пьесы «За двумя зайцами» вдохновлялся именно такими киевским улочкам. Вспоминал спуск в своем романе «Місто» и Валерьян Пидмогильный: «Андріївський узвіз, 34, 6. Назва вулиці й цифри вмить сплили йому в пам’ять, хоч чув він їх тільки раз. I дивним йому тільки здалося, що до неї так близько йти… «Андріївський узвіз… Андріївський узвіз…» Враз він пригадав цю круту, покарлючену вулицю, колишній шлях свій з Подолу до інституту… Він трохи хапливо розчинив двері будинку, де над ворітьми горів потрібний йому номер, але сходами йшов повільно, присвічуючи сірниками. Нарешті спинився на третьому поверсі…» Именно в этом доме, в крохотной квартирке на втором этаже, поселится впоследствии Григор Тютюнник, и именно на широком подоконнике с видом на Андреевскую церковь создаст свои первые украинские произведения, и именно здесь задумает автобиографическую повесть «День мій суботний», в которой, как в зеркале, отразит то странное время. Однако настоящим гимном Киеву и непосредственно Андреевскому спуску стал роман «Белая гвардия» Михаила Булгакова. Кто как не его коренной житель дома №13 смог лучше передать весь вкус киевских событий 1918-1919 годов. Несомненно, спуск заслуживает статуса «Литературный», впрочем мало кто знает, что он может похвастаться еще и своей кинокарьерой.

Проня Прокоповна и Свирид Голохвастов

После установления советской власти, примерно в 1920-е, спуск потерял свою прежнюю коммерческую колоритность и превратился в обычную «жилую» улочку. Впрочем, это идеально подходило для натурных съемок сначала еще немых черно-белых фильмов. Первой картиной стала авантюрно-романтическая комедия «Шкурник» в 1928-м, режиссуры Николая Шпиговського, которая была посвящена недавним революционным событиям и похождениями по киевским улицам на верблюде одного Вертихвоста Аполлона Шмигуева. Впоследствии, после долго перерыва здесь экранизировали знаменитого «За двумя зайцами». А в 1999 году в память об этом у Андреевской церкви установили скульптуру Прони Прокоповны и Свирида Голохвастова, бронза которых уже до блеска натертая поклонниками.

… крикнет в микрофон: «Мотор!» — начнется «бой»

 Об следующем фильме Григор Тютюнник писал в вышеупомянутом «Дні моєму суботньому»: «Улица снова будет забаррикадирована новыми мешками с песком, окна ближних домов заклеены крест-накрест полосками, за что хозяева этих окон получат по трешке, а те, которым их вообще забьют щитами, даже по пятерке. Наедет много спецмашин и автобусов, и, когда бородатый режиссер вберете и расхристанной на груди сорочке — он играет под режиссера в итальянском духе — крикнет в микрофон: «Мотор!» — начнется «бой». Немецкие мотоциклисты и пехота будут лезть на узвоз чтобы в лоб взять баррикаду, потому что ни танков, ни артиллерии, по замыслу режиссера и сценариста, у них не было, тактики окружения они не знали и город брали не сверху, а снизу. Улицу окутают рыжие и сизые дымы. будет гореть выброшенная кем-то на свалку мотоциклетная коляска, истлевать молоденькая травка между вытертыми до блеска камнями на мостовой, валиться, одетые в немецкую форму, гипсовые «трупы» пехотинцев, а живые — согнутыми бежать назад… Вечером на брусчатке останутся черные пятна от мусора, рассыпанный песок и баррикада, на которой еще дня три будет играть в войну детвора».

 Это описание — о фильме «Нет неизвестных солдат», снятый в 1965-ом году на киностудии Довженко. Но одой столицы, и спуска, станет экранизация фильма «Дни Турбиных», снятый по роману «Белая гвардия» все того же Булгакова, которому в 2007 году здесь установили памятник. В общем, здесь экранизировали множество картин, ведь фактурный спуск с его старинной архитектурой, романтической атмосферой и зелеными склонами гор очаровывал воображение режиссеров. Собственно, поэтому здесь и решили провести в 1988-м году «День кино», как оказалось первый и последний раз…

Comments